Главная / Новости / Чем занять ребенка летом?

Чем занять ребенка летом?

В летнее время у ребенка появляется много свободного времени, которое нужно каким-то образом занять. Психика ребенка еще не совсем зрелая и он не всегда может самостоятельно организовать свое время. Родители могут помочь ему в этом, направить энергию в нужное русло.

Основные виды деятельности, на которые стоит делать упор летом:

  1. Физическая активность.
  2. Общение с друзьями.
  3. Общение с родителями.
  4. Хобби и увлечения.
  5. Домашние обязанности.
  6. Учебная деятельность.
  7. Свободное время, которое ребенок занимает по своему усмотрению.
  1. Физическая активность: сюда входят все виды деятельности, которые требуют значительных затрат энергии. Это очень важно, так как у ребенка ее много и расходовать ее нужно.

Сюда можно отнести посещение спортивных секций (футбол, танцы, борьба, велоспорт, плавание и многое другое). Кроме того, важно  дать ребенку возможность погонять мяч с друзьями во дворе, просто побегать, попрыгать на скакалке, покричать. Все это дает возможность выплеснуть свои эмоции и отрегулировать поведение. Кроме того, командные виды спорта и совместные игры учат ребенка взаимодействию со сверстниками.

Для маленьких детей (примерно до 3 – 4 лет) очень важно познавать мир, активно с ним взаимодействуя. Ребенок хочет все потрогать и везде залезть. Давайте ему такую возможность, но будьте рядом, чтобы обеспечить безопасность. Родителям хочется нарядить своего малыша в красивую одежду. Но это не всегда целесообразно. Выбирайте время для прогулок, на которых ребенок сможет испачкаться. Для его развития очень важно прямое взаимодействие с миром: ощупывать стены, рвать растения, копаться в песке, сидеть на земле, ходить босиком, брать камни, палочки, перышки, гладить животных.

  • Общение с друзьями: это очень важный компонент летнего отдыха, так как является частью процесса социализации ребенка. Для школьника одной из важнейших задач развития является процесс установления и поддержания социальных связей. Он тренируется общаться, учится взаимодействовать с людьми, примеряет на себя разные роли и модели поведения.

Чем старше становится ребенок, тем более тесные контакты он устанавливает. В старшем подростковом возрасте дети уже могут испытывать романтические чувства. Это нормально. Важно следить за этим процессом, но не навязчиво. Для подростка чувства имеют очень большое значение. Он может воспринимать свою летнюю влюбленность очень серьезно. Родителям не стоит обесценивать эти переживания. Напротив, скажите, что понимаете, как это важно. Поделитесь своим жизненным опытом, расскажите, как вы переживали схожие ситуации. Дайте ребенку понять, что вы рядом и что из любой ситуации можно найти выход.

Поездка в летний лагерь: у школьника активно идет процесс отделения от родителей и обретения самостоятельности. В этом может помочь летний лагерь. Там ребенок получит навыки взаимодействия со сверстниками, разрешения конфликтов, командной работы, самообслуживания и самопонимания. Однако следует поговорить с ребенком и выяснить готов ли он к этому. Не стоит отправлять ребенка в летний лагерь, если он активно этому противится. Важно в такой ситуации поговорить с ним и обсудить все его страхи и опасения. Подробно расскажите ему, как будет устроена жизнь в лагере, с чем ему придется столкнуться, какие могут быть трудности и какие он получит преимущества.

  • Общение с родителями: даже если родители продолжают работать все лето, важно найти время на совместную деятельность с ребенком. Планировать ее необходимо вместе. Включите ребенка в процесс обсуждения и планирования семейного отдыха. Чтобы он чувствовал себя значимым.

Невозможно переоценить значимость совместной деятельности родителей с детьми для развития их отношений. Родители – это первый пример для подражания. Именно на их поведение будут ориентироваться дети в будущем.

Можно выбрать любой вид деятельности от похода в кино или простой прогулки до поездки на море или похода в горы.

  • Хобби и увлечения: этот вид деятельности важен на протяжении всего года, однако летом появляется больше времени на это. Оставляйте ребёнку время на его увлечения, обсуждайте их, хвалите за успехи. Если ребенок еще не выбрал себе хобби по душе, обсудите с ним, что это могло бы быть. Обращайте внимание на его способности и склонности. Хобби – это важная часть развития личности человека. Они расширяют кругозор и дают дополнительные навыки. Не стоит пренебрегать ими в угоду учебе. Иногда хобби может перерасти в профессию и принести человеку не только удовольствие, но и хороший доход.
  • Домашние обязанности: один из компонентов формирования чувства взрослости и ответственности – это наделение ребенка обязанностями. Подробно объясните ребенку, что он должен сделать и не требуйте сверх этого. В первый раз проделайте указанную работу вместе с ребенком. Если вначале он не достаточно хорошо выполняет свои обязанности, не стоит сразу его ругать. Это только отпугнет ребенка и вызовет у него отрицательные ассоциации с домашними обязанностями. Вместо этого, обсудите с ним, как он это делал, расскажите, как можно улучшить результат. Покажите еще раз, как делаете это сами.

Домашние обязанности не должны быть наказанием для ребенка. Это так же приведет к тому, что они будут ассоциироваться у него с отрицательными эмоциями. В последующем ребенок будет стараться избегать их. Вместо этого превратите их в привилегию. Подчеркните важность этой работы для всей семьи, хвалите ребенка и говорите, что он действительно очень помогает вам и облегчает вашу жизнь.

  • Учебная деятельность: она так же важна в летнее время, однако стоит перенести ее на вторую половину каникул. Весной и в начале лета ребенок и так был загружен подготовкой к окончанию учебного года, экзаменам, итоговым контрольным и выставлению годовых оценок. Все это приводит к накоплению достаточно большого стресса. В первый летний месяц позвольте ребенку расслабиться и отоспаться. С середины июля постепенно начинайте вводить в его летнее расписание элементы учебной деятельности. Например, чтение литературы.

Летнее чтение:

  • Позволяйте ребенку самостоятельно выбирать интересующие его книги.
  • Вместе с тем, советуйте, но не навязывайте ему полезную литературу.
  • Описывайте завязку книг, которые прочли сами.
  • Формируйте ценность чтения своим примером.
  • Читайте вместе с ребенком и обсуждайте прочитанное.

Кроме чтения, увлекайте ребенка познавательной активностью иного рода. Например, можно повесить в доме карту мира и постоянно заглядывать туда при упоминании какого-то географического объекта или страны. Рассказывайте детям о культуре других стран.

Ходите на прогулки на природу и рассказывайте о зверях, птицах, насекомых, которые там водятся.

Запланируйте совместный поход в музей или на выставку. Покупайте энциклопедии с красочными иллюстрациями и читайте их вместе. Например, можно завести такую традицию, как чтение нескольких статей из энциклопедии перед сном. Показывайте ребенку, что познавательная деятельность может быть веселой и интересной.

  • Свободное время, которое ребенок занимает по своему усмотрению: распорядок дня и наличие разнообразных занятий важно для ребенка, однако следует помнить о том, что ему требуется также и свободное время. Пусть он сам решит, чем заниматься в этот период. Даже если он хочет просто полежать, бесцельно послоняться или посмотреть телевизор.

Не стоит считать такое время потерянным. Перенасыщение информацией и разнообразными видами деятельности может привести к переутомлению ребенка. Его нервная система еще не может переваривать такой объем стимулов, как нервная система взрослого человека. Необходимо давать ей отдых и время для обработки поступившей информации.

Не стоит запрещать ребенку проводить время у телевизора или компьютера. Но нужно  дозировать его. Примерно до 10 лет ребенок может проводить за этим занятием не более полутора часов в день. Подросткам можно разрешить уже три часа в день. Но важно делать перерывы.

Техника безопасности

Важно научить ребенка соблюдать простые правила, которые помогут предотвратить травматизм:

  • не играть у проезжей части;
  • не забираться на деревья и строения (например, гаражи);
  • не нарушать границы частной собственности (не заходить на огражденную территорию);
  • не заходить в воду без присмотра взрослых;
  • не говорить с незнакомыми людьми и ничего у них не брать;
  • соблюдать питьевой режим, чтобы избежать обезвоживания и теплового удара;
  • использовать солнцезащитный крем, чтобы избежать солнечных ожогов;
  • в период самого активного солнца (примерно с 13 до 16 часов) лучше находиться в помещении;
  • если произошла какая-то травма, немедленно сообщить родителям;
  • выучить телефоны экстренных служб и телефоны родителей;
  • соблюдать режим сна и бодрствования, не засиживаться допоздна;
  • не гулять в темное время суток;
  • если отправляете ребенка в летний лагерь, обязательно соберите ему с собой аптечку и подробно расскажите, как ей пользоваться. Выясните действующие телефоны заведения и всегда находитесь на связи. Обсудите с ребенком правила поведения в лагере. Подробно изучите распорядок дня в заведении и специфику пребывания там. Заранее подготовьтесь  тому, что ребенок может в любой момент попроситься обратно домой. Если так случилось, заберите ребенка и не упрекайте его за это. Для него поездка в лагерь может стать большим стрессом, особенно в первый раз;
  • не перенасыщайте ребёнка впечатлениями и информацией. Это может привести к перевозбуждению нервной системы и плохому поведению. Давайте ребенку свободное время, чтобы просто отдохнуть.

 

← назад

Top