Главная / Новости / Профилактика наркотической зависимости среди подростков

Профилактика наркотической зависимости среди подростков

Переход с детства в подростковый возраст считается одним из самых сложных периодов жизни. В этот период происходят внутренние процессы развития личности. Взрослеющий ребенок, подросток, начинает понимать и оценивать себя и окружающий мир. Появляются новые модели поведения, подросток старается стать независимым, самостоятельно принимать решения, строит образ своего ‘’Я’.

Начинаются протесты и отказ от родительской опеки.
Прежде чем говорить о профилактике, как не допустить, важно отметить причины наркотической зависимости у несовершеннолетних.
В докладе Всемирной организации здравоохранения основные причины наркомании связываются с особенностями характера наркоманов, психическими и физическими расстройствами его организма, социокультурным влиянием. Соответственно, можно разделить факторы на биологические, психологические и социальные.

Среди биологических факторов можно выделить, например, степень изначальной терпимости к наркотическому препарату, наличие патологической почвы в виде поражения головного мозга. Эти нарушения могут возникнуть, например, во время беременности женщины или осложненных родов, тяжело протекавших или хронических заболеваний детского возраста, в результате многократных сотрясений головного мозга и т.д.

К психологическим факторам можно отнести привлекательность на психическом уровне возникающих ощущений и переживаний, отсутствие устойчивых, позитивно ориентированных социальных интересов, стремление к самоутверждению, что особенно ярко проявляется в подростковом возрасте. Отдельно можно выделить расстройства психики неорганической природы, такие как социальный стресс, период полового созревания, разочарования, крушение жизненных интересов, страх и тревога.

И наконец, социальные факторы. Социальные факторы зависят от воспитания ребёнка в семье и его адаптации в школьном коллективе. Существует ряд семейных нарушений, которые могут подталкивать подростка к употреблению. Как это происходит? Семья в это время должна решить важнейшую задачу: подготовить подростка к сепарации, к самостоятельной жизни. Но бывают истории, когда родителям сложно это сделать. Тут тоже много причин: боязнь одиночества у родителей, самостоятельность ребенка обостряет супружеские конфликты и т.д. И если семейная система функционирует неправильно, семья может усложнить переживание подростком своего кризиса и подтолкнуть его к употреблению.

И у психологических, и у социальных факторов влекущих зависимость есть один общий знаменатель. Это попытка подростка удовлетворить свои потребности более доступным способом, то есть психоактивными веществами. Потребность во внимании, общении, любви и т.д.
Однако наличие какого-либо фактора может и не привести к употреблению наркотических препаратов, так как особое место отводится личности подростка, его индивидуальным проявлениям и особенностям.

Каковы личностные особенности подростков, склонных к употреблению?
Сами по себе черты личности не являются патологическими, но при определенных условиях могут заостряться и иметь значение в вопросе употребления наркотиков. Можно назвать такие черты и навыки как склонность к риску, повышенная тревожность, низкая устойчивость к стрессу, внушаемость, неумение видеть связь между своими действиями и возникающими событиями.

Переходя к более конкретным аспектам профилактики, важно отметить, значение просвещения подростков по вопросам зависимого поведения, причин и последствий. Просвещение должно быть бережным и аккуратным без демонстрации каких-либо явлений в зависимости.

Что еще важно делать?
В воспитании позволять ребенку получать опыт самостоятельности в подростковой группе. При этом родителям необходимо максимально поддерживать доверительный контакт со своим ребенком, подстраховывая его в его ошибках. Это именно та точка, где проверяется жизнеспособность и эффективность функционирования семейной системы.

При этом важно не забывать о доверии к ребенку. Не нужно копаться в телефоне и в переписке у ребенка, доверие потеряете, а если он захочет что-то спрятать – спрячет. Безусловно, тревожиться за ребенка – абсолютно естественное явление. Но не будем забывать о важности открытого разговора с ребенком. Доверительная атмосфера в семье создает и безопасность для ребенка, позволяет ему делиться своими трудностями без страха осуждения.
Придавать значение личным границам ребенка и развивать в нем умение говорить «нет».

Безусловно, профилактика должна проводиться не только на семейном уровне. Большую роль играет профилактика в образовательных учреждениях. Важно выявлять группы риска – склонных к наркотизации детей и подростков. Работа должна быть комплексная: взаимодействие педагогов, социологов, психологов, медицинскими работниками. Помимо этого эффективность имеет организация досуга детей и подростков и их занятость. Важно отметить, что здесь нет зависимости «чем больше увлечений, тем меньше рисков». Однако можно прививать интерес к здоровым и полезным увлечениям. Высокую эффективность показали личностно-ориентированные средства и методы физической культуры и спорта, творчества.

Конструктивным выходом будет комплексный системный подход к возникшей проблеме: с одной стороны, исследование социальной среды, подталкивающий подростков к употреблению, а с другой, изучение сложившихся отношений в семье, которые могут спровоцировать возникновение проблемы.

 

← назад

Top