Детская тревожность
В возрастной и педагогической психологии младшему школьному возрасту уделяется особое внимание. В это время изменения претерпевают все сферы жизни ребенка, ведущей деятельностью которого становится учебная, сосуществуя с игровой, в связи с этим меняется его социальный статус и обязанности. Подобные перемены оказывают существенное влияние на эмоциональную сферу ребенка. Благополучное психическое развитие детей в данном возрасте напрямую зависит от их эмоционального состояния. К сожалению, ситуация такова, что на современном этапе развития общества, типичными для младших школьников все чаще становятся отрицательные эмоциональные состояния тревоги и страха, препятствующие нормальному психическому состоянию и учебной деятельности детей.
Дети, которые идут в школу, еще не освоили самоконтроль. Сама ситуация нахождения в непривычной для них среде вызывает у них тревогу или даже страх. Но помимо этого им также необходимо научиться дисциплине, отточить свои социальные навыки, завести друзей, контролировать агрессию, свои побуждения и эмоции. Не говоря уже о получении и усвоении знаний. Если учителя и родители не смогут поддержать детей в этот период и выбрать правильную модель поведения, эта ситуация может стать источником стресса.
Конечно, все ситуации индивидуальны, но можно выделить основные факторы, которые могут вызывать тревогу у ребенка:
— учебная загруженность;
— неадекватные ожидания родителей;
— конфликтные отношения с одноклассниками/ отсутствие контактов со сверстниками;
— травматичные отношения с учителями.
Что же делать родителям, если они столкнулись с такой ситуацией?
1. Для начала успокоиться самим. Тревожные родители — тревожные дети. Вместе с ребёнком можно начать менять свою жизнь и постепенно научиться контролировать своё эмоциональное состояние. Чем младше дети, тем больше они копируют поведение родителей.
2. Двигательная активность, занятия спортом позволяют выплеснуть накопившуюся энергию.
3. Играть в сюжетно-ролевые игры. Проигрывайте все ситуации, которые волнуют ребёнка. Узнайте, какой исход игры его бы устроил, проиграйте его, меняйте персонажей и сюжеты игр. Чередуйте такие активные игры с более расслабляющими. Важно помнить, что младший школьный возраст – это все еще игровой возраст, несмотря на то, что в него встроена учебная деятельность.
4. Режим дня. Любая структура и упорядоченность даёт уверенность в том, что будет происходить дальше.
Постарайтесь прислушаться к своему ребенку, построив с ним диалог и создав безопасную атмосферу доверия.
Автор статьи: психолог Воронежского областного клинического центра медицинской профилактики Чуйкова Елена Викторовна.