Главная / Новости / ​ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДОВ У ПОДРОСТКОВ

​ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДОВ У ПОДРОСТКОВ

Суицид (самоубийство) – это сознательное лишение себя жизни. В понятие суицидального поведения входит: суицидальные мысли, замыслы, намерения, суицидальные попытки и завершенный суицид.

Суицидальная активность сильно возрастает в возрасте с 14-15 лет и достигает своего апогея в 16-19 лет.

Одной из основных причин выбора решения проблем через суицид, является неправильное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима.

Выделяют 4 причины самоубийства:

  • изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется);
  • беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя),
  • безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • чувство собственной незначимости (низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Изменения в поведении, которые могут сказать о суицидальных намерениях:

-недостаток сна или повышенная сонливость;

-нарушение аппетита;

-беспокойство, вспышки раздражительности;

-повышение чувства тревоги, пониженное настроение;

-признаки постоянной усталости, упадок сил, потеря энергетического потенциала;

-неопрятный внешний вид;

— частые жалобы на физическое недомогание;

-склонность к частой перемене настроения;

-отдаление от близких (семья и друзья);

-чрезмерные риски в поступках;

-открытые заявления: «Ненавижу жизнь»; «Не могу больше это выносить»; «Жить не хочу»; «Никому я не нужен».

Профилактика суицидального поведения детей и подростков.

Надо помнить, что за любое суицидальное поведение ребенка отвечает взрослый.

Вбеседе с подростком, который размышляет о самоубийстве, рекомендуется:

-внимательно выслушать собеседника, т.к. подростки часто мучаются от одиночества и невозможности излить кому то душу;

-четко формулировать своивопросы, спокойно и в доступной форме расспрашивая о сути проблемы и о том, какая помощь ребенку нужна;

-неудивлятьсяуслышанному и не осуждать его за любые, даже самые шокирующие высказывания;

-постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

-не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;

-стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,

-оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства — ему срочно нужна помощь,

-оцените глубину эмоционального кризиса, подмечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, — это может служить основанием для тревоги,

-внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,

-не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.

Рекомендации родителям:

-никогда не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;

-подробно разбирать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

-учить ребенка с самого детства нести ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия своих поступков

-воспитывать в ребенке привычку делиться с родителями не толькосвоими достижениями, но и тревогами, сомнениями, страхами;

-сразу отвечать на его вопросы по различным проблемам;

-не шутить над ребенком, если в какой-то ситуации он показал себя слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.

Что нужно делать?

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать вопросы о его самочувствии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы должны быть позитивными. Ребенку нужно вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в том, что он вечно всем недоволен, лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими детьми – более успешными и добродушными.

Во-вторых, постараться сблизиться с ним, заняться совместными делами, внести разнообразие в обыденную жизнь, посетить кинотеатр, выставки. Можно завести домашнее животное – забота о нем может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, ребенку необходимо соблюдать режим дня. Проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта, активно проводил свой досуг.

В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психиатру, психотерапевту.

видеоролик —https://disk.yandex.ru/i/2VBcYB5TBByvjg

 

← назад

Top