ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДОВ У ПОДРОСТКОВ
Суицид (самоубийство) – это сознательное лишение себя жизни. В понятие суицидального поведения входит: суицидальные мысли, замыслы, намерения, суицидальные попытки и завершенный суицид.
Суицидальная активность сильно возрастает в возрасте с 14-15 лет и достигает своего апогея в 16-19 лет.
Одной из основных причин выбора решения проблем через суицид, является неправильное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима.
Выделяют 4 причины самоубийства:
- изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется);
- беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя),
- безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
- чувство собственной незначимости (низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).
Изменения в поведении, которые могут сказать о суицидальных намерениях:
-недостаток сна или повышенная сонливость;
-нарушение аппетита;
-беспокойство, вспышки раздражительности;
-повышение чувства тревоги, пониженное настроение;
-признаки постоянной усталости, упадок сил, потеря энергетического потенциала;
-неопрятный внешний вид;
— частые жалобы на физическое недомогание;
-склонность к частой перемене настроения;
-отдаление от близких (семья и друзья);
-чрезмерные риски в поступках;
-открытые заявления: «Ненавижу жизнь»; «Не могу больше это выносить»; «Жить не хочу»; «Никому я не нужен».
Профилактика суицидального поведения детей и подростков.
Надо помнить, что за любое суицидальное поведение ребенка отвечает взрослый.
Вбеседе с подростком, который размышляет о самоубийстве, рекомендуется:
-внимательно выслушать собеседника, т.к. подростки часто мучаются от одиночества и невозможности излить кому то душу;
-четко формулировать своивопросы, спокойно и в доступной форме расспрашивая о сути проблемы и о том, какая помощь ребенку нужна;
-неудивлятьсяуслышанному и не осуждать его за любые, даже самые шокирующие высказывания;
-постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
-не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
-стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,
-оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства — ему срочно нужна помощь,
-оцените глубину эмоционального кризиса, подмечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, — это может служить основанием для тревоги,
-внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,
-не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.
Рекомендации родителям:
-никогда не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
-подробно разбирать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
-учить ребенка с самого детства нести ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия своих поступков
-воспитывать в ребенке привычку делиться с родителями не толькосвоими достижениями, но и тревогами, сомнениями, страхами;
-сразу отвечать на его вопросы по различным проблемам;
-не шутить над ребенком, если в какой-то ситуации он показал себя слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.
Что нужно делать?
Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать вопросы о его самочувствии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы должны быть позитивными. Ребенку нужно вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в том, что он вечно всем недоволен, лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими детьми – более успешными и добродушными.
Во-вторых, постараться сблизиться с ним, заняться совместными делами, внести разнообразие в обыденную жизнь, посетить кинотеатр, выставки. Можно завести домашнее животное – забота о нем может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
В-третьих, ребенку необходимо соблюдать режим дня. Проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта, активно проводил свой досуг.
В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психиатру, психотерапевту.
видеоролик —https://disk.yandex.ru/i/2VBcYB5TBByvjg