ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Девиантное (отклоняющееся) поведение — проявление асоциального поведения, связанное с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и устоявшихся правил. У подростков проявляется агрессией, нежеланием учиться, демонстрацией своего негатива близким — уходами из дома, бродяжничеством и даже попытками свести счеты с жизнью. Подростки могут начать принимать алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества.
Факторы риска, определяющие отклонения в поведении:
•индивидуальные (неспособность правильно выражать свои чувства, недостаточный самоконтроль, низкая самооценка);
•семейные (отсутствие контроля со стороны взрослых, злоупотребление наказаниями, низкий экономический статус семьи, асоциальное поведение родителей – систематическое употребление алкоголя, наркотиков);
•социальные (неспособность адаптироваться в школе, группе ровесников и т.д.).
На сегодняшний день почти каждый подросток подвержен риску возникновения девиаций (отклонений) в поведении.
Одной из наиболее эффективных форм профилактики девиантного поведения у подростков является организация здорового образа жизни. Физическая культура — составная часть общей культуры личности, она во многом определяет ее нравственный и социальный статус, служит решающим фактором предупреждения и преодоления девиаций в поведении. Заинтересованность в состоянии своего здоровья, увлечение физической активностью дает стимул к ведению здорового образа жизни, отказу от вредных привычек.
Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Безусловно, все зависит от конкретной ситуации и метод влияния на подростка надо подбирать индивидуально.
ПОДСКАЗКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.Согласитесь с беспокойством и неудовольствием. Это возраст, полный противоречий и беспокойства. Ничего ненормального нет в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, что он мечется из крайности в крайность, любит родителей и одновременно ненавидит их и т. д.
2.Избегайте попыток казаться слишком понимающим. Избегайте таких высказываний как «Я отлично понимаю, что ты чувствуешь». Подростки уверены, что они неповторимы, уникальны в своём роде. Их чувства – это даже для них самих что-то новое, личное. Они видят себя как сложных и таинственных существ, и они искренне огорчены, когда в глазах других их переживания выглядят простыми и наивными.
3.Различайте согласие и разрешение, терпимость и санкционирование. Родители могут терпимо относиться к нежелательным поступкам детей (например, новая прическа), которые не были санкционированы, не поощрялись родителями.
4.Разговаривайте и действуйте как взрослый. Не соперничайте с подростком, ведя себя, как он, используя молодежный жаргон. Подростки нарочно принимают стиль жизни, отличный от стиля жизни их родителей, и это тоже составляет часть процесса формирования их личности,их отхода от родителей.
5.Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера подростка. Напоминание о недостатках может сильно затормозить общение подростка с родителем.
6.Избегайте акцентировать слабые стороны. При обнаружении другими слабых сторон характера подросток чувствует боль. А если причина этой боли – родители, то она дольше не проходит.
7.Помогите подростку самостоятельно мыслить. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твоё решение».