Как формируется зависимость у подростков
Ранее редкая подростковая наркомания сейчас переросла в настоящую эпидемию. Третья часть всех зависимых, обратившихся за лечением наркомании, являются несовершеннолетними. Почему наркотические вещества влекут их и как формируется зависимость у подростков?
Не сформированная полностью личность, любопытная и эмоционально слабая – так можно описать ребенка в пубертатном периоде. Он не в ладу с собой и миром, ищет одобрения сверстниками или более старшими товарищами, хочет представлять что-то из себя, быть похожим на кумира или заслужить уважения кем-то своей смелостью.
Первая «проба» наркотика в ночном клубе или компании друзей происходит у 76% всех несовершеннолетних. Иногда на этот шаг их толкают семейные проблемы, разлад в личной жизни, если все окружающее подростка его не радует, начинает чувствовать себя потерянным и одиноким.
Первое употребление наркотика в подростковом возрасте вызывает прилив необычно ярких, эйфоричных чувств. При этом в его мозгу еще нет твердых установок, убеждений, принципов. Он еще испытывает границы дозволенности, нередко нарушая их намеренно. Сначала ребенок хочет их испытать снова, а затем уже не может обойтись без дозы даже для того, чтобы просто жить.
Формирование зависимой личности
В процессе развития ребенок остается здоровым, если сохраняется разумное равновесие между самосохранением и познанием нового. Входить в мир, сталкиваясь с опасностями и вероятными разочарованиями, подросток должен при поддержке родителей.
Если поддержки развития самостоятельности нет, есть игнорирование со стороны родителя/лей или гиперопека, различные проявления домашнего насилия – все эти воспитательные нарушения способствуют развитию зависимости у подростка.
Гиперопека. Все потребности ребенка удовлетворяются, а сам он ничего не делает, не умеет и не может. Зато он начинает влиять на родителя, который все это выполнял, учится им манипулировать и требовать от него делать все и дальше. Сталкиваясь же с остальным социумом, подросток осознает, что больше под его влияние никто не подпадает, поэтому накапливается много стресса, который он и старается снять различными способами. В том числе и наркотиками.
Кумир семьи – тип воспитания, встречающийся чаще, когда ребенок долгожданный или поздний, появляется у взрослых родителей (или же у одинокой матери). Вырастающий эгоист вымещает агрессию на близких, не имеет совести, чувства вины, ощущает свою безнаказанность и мнит себя центром вселенной.
Игнорирование и насилие. Чувство стыда, ужаса, паники, бессилия – все это ощущает подросток из-за отсутствия внимания, игнорирования его потребностей, психологического, эмоционального, сексуального, физического, финансового насилия со стороны родственников и близких. Зависимость у подростков на такой подоплеке формируется из-за попытки утешить себя.
Пример для подражания. Прием наркотиков статусных, значимых для подростка людей (музыкантов, актеров), а также наблюдение, что прием психоактивных веществ у знакомых сопровождается улучшением настроения – это толкает детей к приему наркотиков. Они хотят относить себя к группе избранных (референтной группе).
Портрет зависимого подростка
Мир в глазах зависимого подростка теряет красочность, возникают сложности в его восприятии, что еще больше изолирует ребенка и замыкает его в порочный круг. Каждый подросток индивидуален. Его характер, темперамент, характеристики личности, особенности воспитания, влияние различных микро- и макросоциальных факторов, отношений влияют на палитру проявлению зависимого поведения.
Можно выделить в общих чертах некоторые аспекты:
- Ребенок слаб, пассивен, мягок, уступчив, у него преобладает чувство вины;
- Агрессивность, алчность, тревожность, перепады настроения враждебность, мазохистические наклонности. Влечения болезненно деформируются. Депрессия, ипохондричность, импульсивность. Все это – признаки дезадаптационного состояния подростка-наркомана.
- Выраженная чувствительность и нерешительность. Он мнителен, боится, стесняется, не может принимать решения, и перекладывает это на других. Очень зависим от мнения окружающих, много фантазирует, глубоко привязывается, стремится к союзничеству и сотрудничеству, но мало общается;
- Капризный, лживый, любящий демонстрационное поведение подросток, который много драматизирует и потакает своим слабостям;
- Низкая мотивация, незрелость в эмоциональном плане, поиски покровителей и защитников;
- Желание занять пассивную, страдательную роль, переживать глубоко внутри;
- Желание уйти в вымышленный «идеальный» мир, потому что приспособиться к реалиям и коллективам у него нет смелости и сил;
- Зависимость от психоактивных веществ открывает подростку окно в другую реальность;
- У 10% детей наблюдаются параноидальные симптомы и инфантильный тип личности, у 20% — садомазохистические и эпилептоидные проявления, у 40% — истерические. 90% подростков имеют невротические симптомы — противоречивость, отсутствие мотивации, способности анализировать, стремление избежать обсуждение проблем.
Методы лечения зависимости у подростков
Подобрать правильное лечение могут только специалисты, хорошо знающие особенности подхода к подросткам, имеющие опыт в лечении наркоманов и других зависимых лиц.
К основным подходам относится психотерапия, медикаментозное лечение, изоляция от привычного окружения и искушений.
Благодаря медикаментам можно вывести токсины, следы наркотиков, поддержать силы организма (в стрессовой ситуации падает иммунитет, организм становится ослаблен, может быть дефицит нутриентов, гормональные сбои), контролировать настроение.