Главная / Новости / ​Психологическая профилактика буллинга в школьной среде

​Психологическая профилактика буллинга в школьной среде

Что такое буллинг?

буллинг–этоформанасилия, которая часто встречается в детских коллективах.

Признаки буллинга:

1.Это неоднократность и повторяемость действий.

2.Осознанный умысел.

3. Нанесение морального или физического вреда.

4.Злоупотреблениесилой.

Участники буллинга:

1. Агрессор или буллер. Тот, кто осуществляет насильственные действия.

2. Жертва. Тот, кто подвергается травле.

3. Свидетели. Это люди, не принимающие непосредственного участия в травле, но присутствующие при ней.

Причины буллинга

– внутриличностная агрессивность, зависящая от индивидуальных особенностей ребенка. Под ней понимается врожденная предрасположенность личности реагировать агрессией на определённые ситуации;

– опыт проявления агрессии, который есть у подростка. Сюда можно отнести те ситуации, в которых ребенок наблюдал, как проявляют агрессию его значимые близкие, учителя, друзья, кумиры. На этой основе он сам строит свое поведение и проявляет агрессию определенным образом;

– низкий уровень коммуникативных способностей. Проще говоря – ребёнок не умеет общаться иначе. Он просто не видел, каким образом можно решать ситуацию без насилия;

– эмоциональный интеллект. У агрессивных детей снижена способность к самоконтролю. Они не могут выдержать напряжения и стресса, реагируют на него агрессией;

– агрессивная среда внутри образовательного учреждения, необоснованно высокие требования со стороны учителей и родителей, что приводит к высокой тревожности и напряжению.

Как понять, что ребенок стал жертвой буллинга?

Первичные признаки:

— ребенок возвращается домой с порванными тетрадями или учебниками, у него пропадают школьные принадлежности;

— у школьника есть следы – синяки, порезы, шрамы, или рваная одежда – которые не связаны с игрой, случайным падением и т.п.

Вторичными признаками являются:

— ребенок не заводит друзей;

— ребенок не приглашает к себе домой одноклассников или других ровесников;

— ребенок не посещает места скопления сверстников, избегает их, не участвует в совместных играх;

— не хочет или боится идти в школу;

— теряет аппетит, особенно по утрам перед школой;

— часто жалуется на плохое самочувствие, головные боли и боли в желудке, особенно перед школой;

— часто выглядит расстроенным, несчастным, депрессивным;

— становится гневливым и раздражительным;

— теряет интерес к учебе, отказывается отвечать у доски, у него резко снижается успеваемость;

— не участвует в жизни класса, не посещает праздники и коллективные мероприятия;

— идет в школу и из школы неудобным и длинным путем;

— жалуется на плохие сны, беспокойно спит и часто плачет во сне.

Какие вопросы задать ребенку, чтобы понять, является ли он жертвой буллинга

Если взрослый заметил похожие симптомы у ребенка, нужно поговорить с ним. В этой ситуации важен уровень доверия в семье. Ребенок должен знать, что его примут в любом случае. Что родитель не станет читать ему нотации, рассказывать каким он должен быть, чтоб его любили и уважали.

Просто скажите ребенку: «Я люблю тебя в любом случае! Я всегда буду рядом».

Чтобы повысить уровень доверия, расскажите ребенку о своей школьной жизни. О трудностях, с которыми встречались, и о том, как их преодолевали. Поделитесь своими собственными чувствами и переживаниями. Это поможет ребенку раскрыться.

Обсудите с ребёнком его жизнь в школе:

Спросите, есть ли у него настоящий близкий друг в классе.

Как он понимает, что это человек – близкий друг?

Может ли ребенок доверять своему другу секреты без страха, что тот всем расскажет?

Что они делают вместе с другом?

Другие дети в классе дружат друг с другом?

Какая вообще в классе атмосфера? А в школе?

Есть ли в классе или в школе ребенок, которого все боятся?

Что он такого делает?

Что у него за семья?

Как относятся к его поведению учителя?

Предпринимал ли он какие-то агрессивные действия в адрес ребенка?

Как ребенок на это реагировал?

Как реагировали на это учителя?

Обсудите с ребенком его чувства:

С какими чувствами он идет в школу?

Что он испытывает, когда находится там?

С какими переживаниями он идет отвечать к доске?

Посещает столовую, выходит из класса на перемену?

Что в школьной жизни вызывает у него положительные эмоции? А что отрицательные?

Что ребенок хотел бы изменить в школе или в классе?

Что можно сделать, чтобы ему было более комфортно ходить в школу и учиться?

Обсудите с ребенком пути выхода из ситуации:

!!!

Если ребенок действительно говорит о том, что подвергается буллингу, нельзя оставлять это без внимания.

!!!

Нельзя пускать ситуацию на самотек или предлагать ребенку самому разобраться в ней.

!!!

Нужно показать, что вы на его стороне и готовы поддержать его в сложившейся ситуации.

!!!

Вместе с ребёнком обсудите то, что происходит, и то, что можно сделать с этим.

Профилактика буллинга

! Буллинг нельзя замалчивать!

Стоит всегда придавать такие ситуации огласке. Они должны обсуждаться в русле общественного порицания. Агрессоры должны почувствовать, что их поведение обязательно повлечет за собой последствия.

!!!

Если учителя или родители спускают ситуацию на тормозах – это только поощряет агрессора на дальнейшее агрессивное поведение. Он чувствует свою безнаказанность.

!!!

Часто жертвы травли сами не хотят рассказывать о ней взрослым из-за чувства стыда, вины, страха испытать еще большее унижение. В связи с этим взрослые должны действовать весьма деликатно. Нельзя просто прийти в школу и начать ругаться с агрессором или учителями. Сначала нужно подробно обсудить план действий с ребенком. Важно привлечь учителей, родителей агрессора и школьного психолога (или медиатора), который поможет грамотно выстроить коммуникацию между сторонами конфликта.

Важно услышать все стороны и все мнения.

!!!

Однако в любой ситуации родитель должен показывать, что он на стороне своего ребенка

!!!

Иногда бывает так, что ситуацию травли разворачивают таким образом, что жертва оказывается сама виновата во всем. Ребенка обвиняют в том, что он провоцирует на агрессию по отношению к себе. Он может делать это своим поведением, способами общаться или проявлять себя в обществе. Однако нельзя занимать такую позицию. Даже если ребенок ведет себя или выглядит как-то нестандартно – это не повод для насилия!

!!!

Ничто не может быть оправданием жестокому поведению.

!!!

При общении с зачинщиком травли, необходимо обращаться к его эмоциям и чувствам. Спрашивать о том, какие переживания он испытывает в момент, когда травит кого-то? Чего он хочет достичь? Как, по его мнению, чувствует себя жертва буллинга? В каких ситуациях именно так чувствовал себя агрессор?

Следует избегать эмоционального давления, как на жертву, так и на агрессора.

!!!

Насилие всегда порождает насилие.

!!!

Буллер – тоже человек со своими переживаниями и жизненными обстоятельствами. Он тоже должен почувствовать, что его хотят понять, прислушиваются к нему. Тогда он сможет раскрыться и показать свое истинное лицо, которое он скрывает за маской агрессии и злобы.

 

← назад

Top